Перейти к содержимому


Фотография

28 июня 1946 сошла с конвеера первая ГАЗ М20 Победа


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 -=Bolt=-

-=Bolt=-

    админ

  • Администраторы
  • 5 157 сообщений
  • Имя:Денис
  • Городгород-герой Волгоград
  • машина:ГАЗ М20 Победа'57
    МЗМА 400/420А '50
    МЗМА 408Э, '65

Отправлено 28 Июнь 2014 - 21:01

Зарождение легенды Советского Союза началось в тяжелом 1943 году. 3 февраля 1943 года в Москве в Наркомсредмаше состоялось совещание, на котором Андрей Липгарт доложил о ходе разработок новых машин, в том числе и легкового ГАЗ-25, позднее переименованного в ГАЗ М20.

Ведущим конструктором по кузову назначили Александра Кириллова. Компоновку машины поручили вычерчивать группе под руководством Бориса Кирсанова. Контролировали их работу первый заместитель Липгарта А. Кригер (по шасси и двигателю) и Юрий Сорочкин (по кузову).

 

hist_1943-1945_pic07_thumb.jpg?imgmax=80

Последний подключил к созданию форм машины талантливого художника-графика с великолепным пространственным воображением – Вениамина Самойлова, который впоследствии и создал окончательный вариант рисунка формы Победы. За ее основу решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года.

После изготовления первых машин обнаружился редкий оптический эффект: при взгляде на переднее крыло с определенных ракурсов казалось, что крыло вогнуто. Этот эффект возникал из-за того, что большой участок крыла имел кривизну постоянного радиуса.

1265036497_pobeda3_thumb%25255B1%25255D.

Некоторые элементы кузова приходилось штамповать по частям, а потом сваривать воедино. Заводы не располагали технологиями штамповки сложных поверхностей. Но, несмотря на все сложности, в ноябре 1944 года главный конструктор лично сел за руль опытного образца и вывел его на испытания.

У первого автомобиля был шестицилиндровый двигатель, задние двери открывались вперед, а передние и задние крылья были раскроены таким образом, что по бортам машины проходили две щели, разделявшие кузовные элементы. Спереди крыло не вплотную прилегало к передней двери, а контур задней двери не доходил до колесной арки. Все это мешало восприятию боковины машины.

Тем не менее, Победа выглядела очень динамично и современно, и стильный наклон стекол усиливал этот эффект. Да и с точки зрения аэродинамики кузов был разработан идеально. Но больше такой тип кузова в советском автомобилестроении не применялся.

12Pobeda-cabrio_plant-yard.jpg

В конце концов Победа была продумана чрезвычайно основательно. Все формы ее оказались не только красивыми, но и практичными. ГАЗ М20 стал первым отечественным автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы.

Обилие хромированных деталей придавало автомобилю элегантный и солидный вид. В техническом отношении машина была полна новинок, облегчающих жизнь водителю. Появились электрические указатели поворота и стоп-сигналы, а также отопитель и звуковые сигналы высокого и низкого тона.

Впервые в Победе был предусмотрен багажник. Автомобиль имел комфортный и просторный салон, в котором свободно располагались 5 человек. Машина имела независимую подвеску передних колес и гидравлический привод тормозов.

Helsinki-Taxi_thumb%25255B1%25255D.jpg?i

Выбор двигателя стоял между шестицилиндровым ГАЗ 11 и его четырехцилиндровой версией. Производство шестерок было хорошо отлажено, а четверка была компактнее, легче и потребляла меньше топлива. Но, не придя к окончательному варианту, последнее слово оставили за Вождем.

19 июня 1945 года, за 5 дней до парада Победы, легендарный автомобиль предстал на суд Иосифу Сталину. К машине с шестеркой Сталин отнесся скептически. Кроме того, в послевоенной стране была напряженка с топливом, а вариант с четверкой был очень экономичен.

В итоге после долгого изучения обеих машин Сталин сказал: «Надо принять машину с четверкой, машина хорошая».
И вскоре постановлением ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» было предусмотрено с 28 июня 1946 года начать серийный выпуск нового автомобиля.

clip_image002%25255B4%25255D.jpg?imgmax=

Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина» («Победа» была запасным вариантом). Спросили у Сталина. «А сколько будет стоить Родина?» – спросил Сталин. И машину назвали Победой. А сколько стоит ПОБЕДА, Сталин знал…

Эта машина стала символом победы Красной Армии в Великой Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин, доступных (при определенных условиях) рядовому потребителю. 
Вот так создавалась Победа! Легенда советского автопрома! Мечта советского гражданина…

в завершении фильм о ГАЗ М20 Победа из цикла "Тайны забытых Побед"


Победа "Stalingrad"

#победасталинграда

 

 


#2 -=Bolt=-

-=Bolt=-

    админ

  • Администраторы
  • 5 157 сообщений
  • Имя:Денис
  • Городгород-герой Волгоград
  • машина:ГАЗ М20 Победа'57
    МЗМА 400/420А '50
    МЗМА 408Э, '65

Отправлено 28 Июнь 2014 - 21:05

статья из Авторевю

Падчерица вождя envelope.gif Email | print.gif Распечатать
Денис Орлов

Самое интересное в истории автомобиля ГАЗ М-20 Победа — появление самого этого названия, «Победа». Узнать, как и когда оно возникло, пока не представляется возможным. Хотя... Может быть, дело было так?

Победителей можно 
и нужно судить…

Иосиф Сталин, февраль 1946 года

 

 

Первая фотосессия Победы на улицах Москвы после одобрения правительством. Июнь 1945 года. У автомобиля так называемая трехэтажная облицовка радиатора, сохранявшаяся до начала 1948 года. Затем нижние планки укоротят и такая облицовка получит прозвище «тельняшка» 648.jpg

 

 

Хрестоматийная история Победы начинается с реплики Сталина, произнесенной на показе новых автомобилей в Кремле 19 июня 1945 года: «Невелика победа, но пусть будет Победа». Это высказывание кочует из книги в книгу, с сайта на сайт и ни у кого не вызывает вопросов. Понравилась машина вождю — приняли к производству, не понравилась — забраковали, как случилось с седанчиком КИМ-10-50 в 1939 году, когда сняли наркома и посадили директора завода. Нормальные византийские ухватки.

 

1-2Pobeda-moke-up4-s.jpg 3-1Pobeda-moke-up2-s.jpg

Конструктор кузова Победы А. Н. Кириллов обсуждает с макетчиками облик будущего легкового автомобиля ГАЗ. Тогда, в годы войны, машина еще обозначалась как ГАЗ-25

Деревянный полноразмерный макет Победы был готов летом 1944 года. У макета открывались двери, опускались стекла и поворачивался руль

 

Но если Сталина что-то не устраивало в Победе, почему он не приказал ее переделать? Отчего ограничился пренебрежительным «невелика победа»? И что вождь имел в виду — если невеликую победу, с маленькой буквы, то над чем или над кем? Или Сталину не понравилось, что сама Победа невелика?

В планах Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗ новый легковой автомобиль возник еще перед вой­ной, а техзадание было составлено и утверждено в феврале 1943 года.

 

  2-1Rixtovka-s.jpg

Сборка одного из первых образцов Победы, декабрь 1945 года

Низкое качество стального листа и огрехи штамповки вынуждали выравнивать поверхности рихтовочным свинцово-оловянным припоем. На снимке — стахановец сборочного цеха Н. М. Сазонов зачищает кузов

 

Еще кровоточит ржевская «прорва», смешные кукрыниксовские «фрицы» только готовят Красной Армии вторую катастрофу под Харьковом. Впереди Курская дуга — великая битва, в которой маятник инициативы будет раскачиваться то в одну, то в другую сторону. А главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт на знаменитом февральском совещании в Наркомате среднего машиностроения в феврале 1943 года защищает передовую форму кузова будущего массового послевоенного автомобиля — он будет седаном обтекаемой формы, без выступающих подножек и разобщенных крыльев. (Война подсказала аналогию, и такую форму нарекли «понтонной».) Что было в техзадании? Колесная база — 2700 мм, масса — 1300 кг. Двигатель — четырехцилиндровый, диаметр цилиндра и ход поршня — 82х94 мм, рабочий объем — 2,0 л, мощность 50 л.с. при 3800 об/мин, максимальный крутящий момент — 12,5 кгм при 1600 об/мин. Коробка передач — трехступенчатая, главная передача — 5,11:1. Расход топлива — 10 л/100 км. Размер шин — 6.00-16.

 

img127.jpg

Летом 1945 года ГАЗ и НАМИ свели на сравнительных испытаниях Победу, Opel Kapit?n и «эмку» ГАЗ-11-73. На снимке — двухцветный экземпляр №1, построенный в ноябре 1945 года, с шес­тицилиндровым двигателем объемом 2,7 л и мощностью 70 л.с. На мыске капота различима хромированная вязь «Автозавод им. Молотова». Именно эта Победа затем снималась в кинокомедии Весна: актриса Любовь Орлова рулила, а заводской испытатель Г. И. Зяблов прятался у нее в ногах и руками жал на педали

 

Так что будущая Победа с самого начала была невелика — речь шла именно о машине среднего класса. А на фоне тесного Москвича-400, который по прихоти Сталина полностью скопировали с немецкого автомобиля Opel Kadett (АР №16, 2008), ГАЗ М-20 и вовсе обещал быть гигантом.

Может, Сталину не понравилась форма победовского кузова?

Один из сослуживцев Липгарта, конструктор Юрий Наумович Сорочкин, вспоминал, что сам Липгарт поначалу отвергал «бескрылый» автомобиль, считая, что переднее крыло могло захватывать боковину, как, например, у немецкой машины Opel Kapit?n. Но вскоре уже сам Липгарт доказывал преимущества необычной формы кузова.

 

006.jpg

Фото, сделанное начальником охраны Сталина генералом Н. С. Власиком, по совместительству выполнявшим на правительственных показах роль фотографа. Это осмотр вождем серийной Победы. Из-за допущенной при запуске производства спешки на серийные Победы посыплются нарекания. Постановлением правительства от 31 августа 1948 года выпуск машины прекратят и отправят ее на повторные госиспытания. Выпуск возобно­вится в новом ­цеху в конце декабря 1948 года

 

Кстати, Opel упомянут мною отнюдь не случайно — на него равнялись при создании Победы. Первый Kapit?n выменяли в Горьком у заезжего офицера на вездеход ГАЗ-67, а за вторым образцом отряжали испытателей на тыловую базу трофейного имущества. У горьковчан не было опыта конструирования несущих кузовов, и силовую схему практически скопировали с немецкого аналога. Кроме того, у Опеля позаимствовали конструкцию передней подвески и рулевого управления.

Впоследствии, когда образец Победы попадет в США, тамошние эксперты отыщут в конструкции русского автомобиля элементы Форда, Крайслера, а двигатель напомнит им виллисовский. Да, в СССР тогда учились на чужом опыте. Учились лихорадочными темпами, какие только и допускались в военное время.

 

6480.jpg

Первые экземпляры Победы (на снимке образец №2 с четырехцилиндровым 55-сильным мотором объемом 2,12 л) отличались формой задних фонарей и составными передними крыльями — в стране остро не хватало холоднокатаного стального листа

 

И все-таки, как быть с названием? Часто слышишь, что оно чуть ли не родилось на показе в Кремле в июне 1945 года. Будто бы Сталин в ответ на предложение назвать новую модель Родиной едко поинтересовался у директора ГАЗа Ивана Кузьмича Лоскутова: «И почем собираетесь продавать Родину?»

Конечно, это анекдот, ведь уже на построенном к лету 1944 года деревянном натурном макете автомобиля различима табличка: «Победа». Между тем советская пропаганда связала создание Победы с уже состоявшимся разгромом Третьего рейха. Как убедительно звучит: ГАЗ занялся мирной продукцией, когда был сломан хребет фашистскому зверю! Цитирую из журнала «Автомобильная и тракторная промышленность»: «Сильное и точное слово «победа» возникло в сознании Андрея Александровича Липгарта в суровые и радостные январские дни сорок третьего, когда 6-я германская армия была полностью окружена и разгромлена под Сталинградом».

 

Разумеется, это не более чем гипербола: Победу создавали заранее. В Наркомате машину обсуждали еще 25 июня 1942 года, до начала германского наступления на Сталинград! И в разгар войны художник-конструктор завода ЗиС Валентин Николаевич Ростков по заданию наркомата отправился в Америку, в центры стиля американских автомобильных компаний знакомиться с перспективными проектами легковых машин. Заниматься, по сути, промышленным шпионажем.

И вот вся эта цепочка мнимых и истинных обстоятельств приводит в душный день 19 июня 1945 года на Ивановскую площадь Московского Кремля, где состоялся показ Победы Сталину.

 

Увидеть вождя, говорить с ним для советского человека было событием. Поэтому Липгарт в своем дневнике расписывает диалоги со Сталиным подробно и эмоционально, как он умел. Но когда доходит до названия, то неожиданно сухо итожит: «Товарищ Сталин дал согласие присвоить М-20 название «Победа».

Между прочим, именем собственным отечественный серийный автомобиль нарекали впервые. Тогда откуда эта внезапная краткость в записях Липгарта?

 

3Lipgart-Pobeda.jpg

Главный конструктор Победы А. А. Липгарт возле своего детища. Считается, что последняя Победа сошла с конвейера 31 июля 1958 года. Данные о суммарном выпуске машины разнятся. По версии Л. М. Шугурова, всего сделано 235999 Побед, историк Е. И. Прочко приводит цифру 236820. А по данным производственного управления ГАЗа, всего было выпущено 241497 автомобилей Победа (включая М-72)

 

«Невелика победа, но пусть будет Победа». Слова вождя — как знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать»... Боялись не то что переспросить Сталина — даже думать об этом!

Может, не в новом автомобиле было дело?

Многие отмечают, что летом 1945 года генералиссимус был мрачен как никогда. Советский Союз закончил войну на исходе людских и материальных ресурсов, с огромной армией и милитаризованной экономикой. Половина страны лежала в развалинах. А половина Европы осталась за вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции. Рушились планы создания коммунистических правительств Тольятти в Италии и Тореза во Франции. Разведка доносила, что американцы вот-вот получат атомную бомбу.

 

Скорее всего, мысли Сталина витали вдали от новой машины. Предстоял назначенный им Парад Победы. И, возможно, при виде скромной хромированной надписи «Победа» на борту горьковской машины именно в тот момент Сталин вдруг отчетливо, с пронзительной ясностью понял, что не сможет сейчас сказать народу всю правду о победе.

А через пять дней зарядили дожди. И парадные мундиры героев набухли и скукожились под тяжестью наград. И налились небесной влагой пурпурные хоругви с названиями фронтов. Оттого шаг победителей по брусчатке Красной площади был не столь чеканным, как хотелось. Необычный это был парад — Парад Победы. Верховный главнокомандующий Сталин передоверил принимать его Жукову — историки оправдывают сей факт тем, что Сталин плохо держался в седле и как раз незадолго до показа Победы свалился с коня. С того белого скакуна терской породы по кличке Кумир, которого затем подадут Жукову. А на кадрах первого советского цветного документального фильма Парад Победы видно, что в тот дождливый день 24 июня 1945 года Верховный ни разу не отдал честь своим войскам. Ныла ушибленная при падении с коня рука — или... Невелика победа?

 

Эта гипотеза настолько захватила меня, что я вывалил ее на голову Натальи Витальевны Колесниковой, директора заводского музея ГАЗа. Вывалил сумбурно, путано. А Наталья Витальевна возьми да скажи:

— Денис, а знаешь, как один из очевидцев кремлевского показа записал в своем дневнике реплику Сталина? «Не такой ­победы заслуживает советский народ».

 

В материале использованы фотографии Николая Добровольского, Анастасии Караваевой, Якова Берлинера, Николая Власика, Олега Кнорринга, В. Храмцова, из архива Юрия Долматовского, а также предоставленные музеем ГАЗ, РГАКФД, Иваном Баранцевым, Дмитрием Дашко (www.avtoar.com) и Владимиром КОСТЫЛЕВЫМ


Победа "Stalingrad"

#победасталинграда

 

 


#3 -=Bolt=-

-=Bolt=-

    админ

  • Администраторы
  • 5 157 сообщений
  • Имя:Денис
  • Городгород-герой Волгоград
  • машина:ГАЗ М20 Победа'57
    МЗМА 400/420А '50
    МЗМА 408Э, '65

Отправлено 28 Июнь 2014 - 22:34

Про Победу нашего уважаемого одноклубника (АиФ)

Кабриолет по-советски

Волгоградец Гурген Вартанян протирает и без того блестящий автомобиль. С заботой и нежностью обходит его слева, натирает до блеска хромированные детали, сдувает невидимые пылинки с зеркал.

0b140074d6c73702767eee1f52b73a16.JPG

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Вот отсюда сфотографируйте, чтобы блестело, — подсказывает нужный кадр Гурген, — а ещё можно снять диск колеса, вы там сами себя сможете сфотографировать».

0a0134c08a7e5ca237454546dd8283da.JPG

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

В сверкающем диске с красной надписью «ГАЗ» всё отражается, как в зеркале: и зелёная трава, и голубое небо, и блеск от вспышки фотоаппарата.

Машина урчит, будто большая кошка, и только когда Гурген нажимает на педаль газа, по всей улице разносится громкий рык. Люди останавливаются и с восхищением смотрят на 62-летнюю «Победу», которую назвать «старушкой» даже не поворачивается язык. Просят сфотографироваться рядом с автомобилем.

Гурген раньше работал сапожником, но несколько лет назад решил сменить профессию и занялся реставрацией старинных автомобилей. В его личной коллекции немало интересных раритетов, в том числе и эта «Победа» 1952-го года выпуска. Почти год Гурген потратил на её реставрацию. Восстановил полностью кузов, хром и даже сам, своими руками, сшил новые белоснежные чехлы. В этой машине нет ни одной «неродной» детали — всё, начиная от ручек стеклоподъёмников и заканчивая двигателем, соответствует модели.

d8063460c0ac3d823463c355a4712dcb.JPG

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Справка: серийный выпуск автомобилей «Победа» начался 28 июня 1946 года. За 12 лет, что выпускалась эта модель, с конвейера сошли 235 999 машин, включая 14 222 кабриолета и 37 492 такси.

У Гургена как раз кабриолет. Его бывший хозяин счёл автомобиль рухлядью и собирался выкинуть его на помойку, но Гурген решил подарить «Победе» новую жизнь.

a32a684df629b067a9ecd952ff3857d0.JPG

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Я, когда сажусь за руль этого автомобиля, чувствую себя настоящим мужчиной, — признаётся Гурген, — иногда свадьбы на ней катаю, а иногда и просто в город выезжаю, на Набережную».

Местный автоклуб «Моторы Сталинграда» проводит ретро-пробеги на День города, 9 Мая, на День автомобилиста и другие праздники — участвует в них и эта «Победа».

Несмотря на то, что у «Победы» всего три передачи, разгоняется она без проблем почти до 100 км/ч, признаётся Гурген. Единственный минус — бензин. В оригинале «Победа» ездит на 78-м бензине, но такого уже не найти днём с огнём. Приходится заправлять 80-м, который на современных заправках — большая редкость.

5c0e52456f163bd814724f85c181240f.JPG

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина Новая любовь

Несмотря на свою любовь к кабриолету, Гурген готов с ним расстаться. Всего за… 1,5 миллиона рублей. Правда, покупателей в Волгограде на такую машину пока не нашлось.

Но реставратор уже нашёл на автосвалке новый объект для работы — ярко-зелёную «Победу» 1955-го года выпуска.

9010a69abd6b572682c9f80246da1c22.JPG

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Даже трудно представить, что из этой рухляди выйдет что-то стоящее. Но Гурген уверен, что это всего лишь дело времени и техники, и через год, может, чуть больше этот автомобиль станет таким же шикарным и блестящим раритетом, как и кабриолет.


Победа "Stalingrad"

#победасталинграда

 

 





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика